Мини-лаборатория «Мы – исследователи»

Руководитель – Арнаутова Т.Л.
Участники – учащиеся 2 «Б» класса

Цель работы лаборатории: формирование у младших школьников основных ключевых компетенций, способности к исследовательскому типу мышления, мотивации к познанию окружающего мира.
Задачи:
– расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях, об использовании человеком факторов природной среды, о значимости воды и воздуха в жизни человека;
– развивать наблюдательность, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
– способствовать формированию познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
– создавать условия для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента, установления причинно-следственной связи.
 

Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения. Недостаток фундаментальных знаний порой не позволяет детям правильно оценить результат своего исследования, особенно если результат получится отрицательным. Помощь педагога здесь необходима не только для того, чтобы выяснить возможные причины неудачи, но и для того, чтобы убедить ребёнка не разочаровываться и продолжать исследование.

Экспериментально – исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:
• классифицировать;
• обобщать;
• отбирать все возможные варианты решения;
• переключаться с одного поиска решения на другой;
• составлять программу действий по своей работе;
• рассматривать объект с различных точек зрения;
• сравнивать различные объекты и их совокупности;
• составлять задания по предложенной теме;
• проводить самоконтроль

Арнаутова Татьяна Леонидовна, руководитель мини-лаборатории «Мы – исследователи»:
– На протяжении первого полугодия мы с ребятами проводили опыты и эксперименты по темам:
 «Спор игрушек» – учила детей описывать предметы и определять материал, из которого созданы эти игрушки. Выяснили, что стеклянными и керамическими игрушками не играют, они используются для украшения, т.к. они хрупки; бумажные можно порвать, намочить и память.
«Ходит капелька по кругу» – дала детям элементарные знания о круговороте воды в природе.
«Узнай все о себе, воздушный шарик» – знакомила детей с качествами и свойствами резины; учила устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его исследования.
«В мире пластмассы» – знакомила детей со свойствами и  качествами предметов из пластмассы; помогала выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).
«Сравнение стекла и пластмассы» – знакомила детей с качествами и свойствами пластмассы и стекла путем сравнения.
«Волшебная вода» – расширяла знания детей о свойствах воды (жидкость не имеет формы, запаха, вкуса, прозрачная, лёд – это вода, пар- это вода).
«Воздух невидимка» – давала представление о том, что воздух есть вокруг и внутри нас, обладает свойствами (невидим, легкий, не имеет запаха), прозрачный, бесцветный.
«Что лучше впитывает воду», «Смешиваем краски», «Изучаем круг своих интересов» и др.

На протяжении работы мини-лаборатории использовала дидактические игры:
• «Подбери материал для названного предмета»
• «Оглянись вокруг»
• «Расскажи о предмете»
• «Отгадай материал»
• «Где спрятался воздух»
• «Что из чего будет»
  В результате участия в экспериментально-исследовательской деятельности ребята:
• овладели элементарными сведениями о живой и неживой природе и ее значении в жизни живых существ;
• познакомились с явлениями природы;
• получили представление о круговороте воды в природе;
• уточнили знания о воде, о ее состояниях;
• познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы его обнаружения;
• получили представления о свойствах ткани, резины и т.д.;
• высказывали предположения и вместе со мной учились делать выводы.